Дайджест

Все самое интересное и необычное в одном месте

воскресенье, 9 мая 2010 г.

Развод в разных культурах.

О том как влюблённые люди соединяют свои отношения в законный брак - существует много различной информации, от книг, брошюр, рекомендаций, до всевозможных семинаров, тренингов, обучающих методик, фильмов. Оно и понятно, ведь что может быть прекраснее крепких отношений, долгих лет проведённых в любви, взаимопонимании. Но что делать когда нет ни уважения, ни доверия, а осталось только огорчение, обида и даже ненависть? Когда людей уже ничего не соединяет - они разводятся и происходит это событие в разных культурах, странах совершенно по своему, всюду есть свои тонкости и особенности. Я всем вам желаю крепких отношений, а информация о разводах - так, для расширения кругозора, и только!
В древности
Еще со времен Римской империи радикальнейшим способом избавления от постылой жены были пышные похороны последней. Это потом в Риме возникла идея договорного брака, то есть брака, который заключался на год и по истечении указанного времени либо продлевался, либо прекращал свое существование. Это уже либерализм какой-то получается.
"Нет, так дело не пойдет!", - решали мужчины в разных странах и избавлялись от своих жен ссылая их в монастырь, как например Иоанн Грозный или Петр Великий. Последний сослал в монастырь свою супругу Евдокию, возжелав вторично жениться, но именно при Петре I возникла традиция "полюбовных" разводов. В 1722 году Петр I издал указ о "временном разлучении", который позволял супругам разъехаться, не испрашивая разрешения Синода. Для этого надо было при свидетелях дать письменное подтверждение, что не имеешь к бывшему супругу никаких претензий.
Со временем этот способ развестись стал пользоваться большой популярностью среди дворянства XIXв. Тем не менее (см. выше), такое "временное разлучение" нельзя считать официальным разводом, который влечет за собой раздел имущества и другие неприятные последствия. Часто после формального разъезда супруги сохраняли вполне дружеские отношения. Для официального оформления уже состоявшегося развода использовали поводы чисто мифические. Например, князь А.П.Вяземский, прожив десять лет в браке и восемь - отдельно от жены, попросил Синод развести их по причине "старости, болезней и неспособности к брачному сожительству". Святейший Синод, понимая надуманность повода, просьбу удовлетворил. И тем самым внес свою лепту в богоугодный процесс пропаганды добровольных и мирных разводов. Благородные дворянки уже позапрошлого века не боялись разводов: они точно знали свои имущественные права. Им полагались седьмая часть имений супруга и четвертая часть его недвижимости и капитала. Если, конечно, они вели себя прилично по отношению к бывшему мужу. Гражданские законы XVIII века призывали враждующие стороны воздерживаться от "драки и рукоприкладства, взаимных укусов, матерного лаяния и рыкания". Встречались, правда, вздорные жены, требовавшие от мужа чуть ли не всего имущества. Именно такой была супруга генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. Отчаявшись с ней развестись, Суворов попросил у Павла I соизволения постричься в монахи. И только активное посредничество государя помогло разрешить дело полюбовно...
Индуизм
Положение женщин в обществе, регулируемом традициями индуизма, очень уязвимо. Поэтому единственной защитой для жены может стать ее собственный муж. Отсюда следует исключительное положение мужчины в семье и более зависимый статус женщины.
Традиции индуизма ставят женщину в очень жесткие рамки в отношении супружества и верности своему мужу (даже умершему). Единственно ценным считается лишь первый брак.
Возможно, поэтому в традиции индуизма ситуация развода долгое время не признавалась вообще, особенно по инициативе женщины. Но даже при распаде семьи по инициативе мужа виноватой все равно считалась женщина. Разведенная женщина автоматически приобретала более низкий социальный статус, особенно если она принадлежала к высшим кастам.
Допустимые причины для развода
В любом обществе, регулируемом жесткими религиозными правилами, самые веские причины для распада семьи относятся к физическим недостаткам одного из супругов, препятствующим рождению детей.
Следуя традициям индуизма, если в течение 8 лет в семейной паре не появлялось детей, его разрешалось разорвать. Причиной для развода могло быть и то, что в продолжение 10 лет у жены появлялись лишь мертворожденные младенцы. Муж мог развестись со своею женой даже и в том случае, если на протяжении 11 лет она рожала ему лишь одних девочек.
Но помимо этого веской причиной для развода могло стать непочтительное отношение к мужу. Женщина, позволившая себе грубое поведение по отношению к собственному мужу, совершала самый тяжкий грех.
Для расторжения брака по этой причине не требовалось выжидать никакого количества лет. Такой союз можно было разорвать немедленно.
Вдовство — пожизненное клеймо
В отличие от других традиций, индуизм не признавал смерть мужа веской причиной для освобождения жены от обязательств перед ним. Напротив, именно в традиции индуизма существовал обряд «сати» — самосожжение жены на погребальном костре мужа. Только такая жена признавалась верной.
В наши дни положение вдов все еще остается довольно тяжелым. Особено строгие правила существуют в отношении высших каст. Но даже при смягчении многих внешних ограничений, на вдов до сих пор имеют большое влияние мощные культурные стереотипы. Многие вдовы имеют сильные внутренние ограничения, которые препятствуют им вступать в брак повторно.
Ущербное положение вдовствующих женщин отражается на уровне многих бытовых моментов. Вдовы — единственная категория женщин, которым в Индии запрещено носить украшения. Всем прочим женщинам носить украшения следует обязательно: таким образом они заявляют о собственном уровне благосостояния.
Кроме того, считается дурным знаком, если вдова присутствует на религиозном ритуале. Таким образом, через ряд повседневных ограничений, вдовствующей женщине постоянно напоминается об ее ущербном статусе.
Наиболее предпочтительной моделью поведения для овдовевшей женщины считалось посвящение оставшейся жизни детям, особенно сыновьям.
Если вдова все же решалась выйти замуж, то свадебный обряд совершался безо всякой пышности. А дети, рожденные от повторного брака вдовы, ограничивались в некоторых правах. Словом, в индуистском обществе созданы все условия для того, чтобы ситуация повторного замужества для овдовевшей женщины выглядела как неблагоприятная.
Иудаизм
Евреев можно считать революционерами в вопросах семейного права. Начиная с самых древних времен, принципы семейной жизни излагались в священных иудейских текстах. А поскольку священные тексты регламентировали всю бытовую жизнь евреев, все изложенные в них принципы атоматически становились негласным уставом и приобретали силу юридических законов. В связи с этим основы семейной жизни оговаривались в иудейских семьях очень подробно и часто имели документальное подтверждение.
Права мужчины и женщины при вступлении в брак
Идея брачного контракта зародилась именно в иудейской семье. Еще незадолго до начала нашей эры при женитьбе мужчина обязан был дать своей невесте документ под названием «ктуба» (брачный контракт). В нем были описаны условия финансовой защиты женщины при возможном расторжении брака.
До сих пор подписание ктубы — важная часть свадебной церемонии в иудейской традиции. В этом документе оговариваются многие прозаические детали, которые в пору романтических предсвадебных отношений жених и невеста часто упускают из вида.
Ктуба служит одним из наиболее важных документов, скрепляющих отношения между мужем и женой. Если она терялась, то супругам не разрешалось продолжать отношения до восстановления ктубы. Ктуба помогает избежать дальнейших осложнений в супружеских отношениях из-за невыясненных вопросов по поводу обязательств супругов.
Помимо финансовых обязательств, этот документ четко прописывает и все остальные сферы отношений в семье. Много внимания уделяется регламентированию сексуальной жизни супругов. В древние времена еврейский брачный контракт подоробно описывал даже количество дней в неделю, когда мужчина обязан был выполнять свой супружеский долг. Это прежде всего зависело от профессии супруга, которая влияла на количество времени, проведенного дома. Например, для моряков допускалась возможность вступать в интимную близость с супругой раз в полгода. А мужья менее специфичных профессий должны были выполнять супружеский долг дважды в неделю.
Отдельная часть ктубы (тосефет ктуба) была посвящена выплатам в случае необоснованного развода. Это в основном было направлено на то, чтобы защитить интересы женщины в случае развода. А мужчину в свою очередь, это должно мотивировать менее легкомысленно относиться к возможности разойтись с супругой.
Права супругов-иудеев при разводе: исторические перспективы
В древние времена ктуба была особенно актуальна, поскольку до X века н. э. право на развод имел только мужчина. Независимо от того, согласна была женщина с решением мужа или нет, она обязана была покинуть дом супруга, если получала от него бракоразводное письмо (гет).
Начиная с X века и по сегодняшний день расторжение брака в еврейской семье допускается только с обоюдного согласия супругов.
Более того, в XII веке было введено новое правило, допускающее оказывать давление на мужа, который отказывается давать разводное письмо (гет).
В древние времена в качестве такого давления можно было применять физическое насилие. Упрямого мужа следовало пороть плетями до тех пор, пока он не согласится дать развод. В крайнем случае разрешалось довести эту экзекуцию даже до той точки, когда стоящий на своем мужчина погибнет от порки и тем самым освободит свою жену от супружеских обязательств.
В современном иудейском мире мужа, отказывающегося дать развод, могут посадить в тюрьму. Однако это не входит в распространенную практику. Эта мера применяется лишь в самых крайних случаях. Тем не менее, общественное мнение строго порицает мужчин, отказывающих своим женам в разводе. Поэтому мужчина может проявить упрямство в этом вопросе, только если им движут по-настоящему сильные мотивы.
Статус разведенной жены и его важность для еврейских женщин
Женщина, по каким-либо причинам оставшаяся без разводного письма, не имеет права вступать в новый брак. Это делает особенно трагичной судьбы молодых женщин, мужья которых исчезли, и гибель их не может быть доказана. Такая «жена без мужа» зовется агуна. Агуна не может повторно выйти замуж, пока не будут получены доказательства смерти мужа.
Даже если такая женщина молода и может создать семью, все ее новые супружеские отношения будут считаться прелюбодеянием. Дети, рожденные от такого брака также не смогут считаться законнорожденными.
В современном еврейском мире возникает некоторая путаница между получением разводного письма и гражданским бракоразводным процессом. Если брак был заключен по традициям иудаизма, он может быть расторгнут только после получения разводного письма от мужа.
Если по каким-то причинам после расторжения брака в гражданском суде женщина не стала добиваться получения от мужа такого специального письма и снова вышла замуж, ее дети будут считаться незаконнорожденными.
Ислам
Отношение к институту брака в мусульманской культуре кардинально отличается от европейского подхода.
Более суровые требования к женщине, исключительное положение мужчины в семье — все это сказывается и на общих принципах семейной жизни, и на процедуре расторжения брака.
Развод по-мусульмански: как это происходит?
Право разорвать семейные узы в мусульманском мире имеет только мужчина. Для того, чтобы расторгнуть брак, мужчине достаточно произнести так называемые «слова развода». Мужчина троекратно говорит «талак» и с этого момента считается свободным. Развод, который таким образом инициирует супруг так и называется — «талак».
Впрочем, для женщины мусульманское право также оставляет возможность избавиться от неустравиющих ее семейных отношений. Женщина может подать заявление в суд, но решение о расторжении брака будет вынесено лишь при наличии очень веских причин. Такое аннулирование брака через суд называется «фисх». А веские причины для расторжения семейного союза могут показаться европейскому человеку и не такими серьезными.
Причины для расторжения мусульманского брака
Мусульманская культура четко распределяет обязанности между мужчиной и женщиной. Поэтому нарушение каких-либо из этих обязанностей может послужить основанием для развода. И то, что в европейских браках служит лишь поводом для ворчания супругов, в мусульманской семье может оказаться причиной, разрыва семейных отношений.
Например, поводом к разводу может послужить неспособность мужа материально обеспечить свою жену. На основании этого судья примет решение о том, что такая семья не имеет право на существование. Несмотря на внешне бесправное положение женщин в мусульманских семьях, на мужчине также лежит большая ответственность. В его обязанности входит материальная поддержка семьи. В противном случае семейные отношения расторгаются.
Из прочих нетипичных для европейского мира причин расторжения брака — вероотступничество, совершенное каким-либо супругом. Но поскольку все законодательство мусульманских стран базируется на принципах Корана, в этом правиле нет ничего удивительного.
Есть и ряд общечеловеческих принципов, на основе которых расторгаются браки по всему миру и во все времена. Например, прелюбодеяние супругов — одна из безусловных причин расторжения брака. Правда, для мусульман большее значение имеет именно неверность супруги.
Еще одной причиной для расторжения мусульманского брака могут стать физические недостатки или психические заболевания одного из супругов, которые были скрыты перед вступлением в брак.
Если проанализировать все те причины, по которым расторгается брак, становится более очевидным и то, что же представляет собою мусульманская семья. Европейцу может показаться, что женщина сильно ущемляется при всей процедуре развода.
Но если посмотреть на это изнутри самой мусульманской культуры, то можно увидеть все это под иным углом. Так, например, право развода на словах было дано мужчине лишь потому, что женщина в силу своей эмоциональности могла бы слишком поспешно и необдуманно решать подобные вопросы.
Кроме того, вся материальная ответственность и в семейной жизни, и при бракорозводном процессе лежит на мужчине. Своей разведенной жене мужчина должен выплатить довольно большой выкуп. Поэтому развод для мужчины — крайняя мера. Ведь в результате он теряет не только жену, но и довольно ощутимую сумму денег. А женщина, несмотря на свое внешне ущемленное положение, оказывается под надежной защитой и в ситуации брака, и в ситуации распада семьи.